Карты "Русджокера": стили
019 - Ганноверский =  Hannoveraner Bild (англ.  Hannover pattern).
Этот стиль стоит несколько отдельно от других немецких стилей. Корни его уходят не в древний Ансбах, а в итальянскую трапполу. Именно оттуда заимствованы образы офицеров, ставшие визитной карточкой стиля:  

Именно поэтому изначально карты называли Cavalier Cards, имея ввиду, что это не германские офицеры, а итальянские кавалеры (карта из колоды для трапполы) . Главное отличие стиля - в треуголках офицеров. И как бы не менялись остальные карты, треуголки оставались на головах. Нельзя не отметить, что офицеры оказали влияние на соседние стили: птица бубнового унтера перелетела в саксонский стиль, трубка червового унтера - в вюртембергский, а бутылка и кубок трефового разошлись по красным унтерам прусского стиля.
Стиль существовал с 1770 по 1890 и производился различными издателями в Нижней Саксонии. Поэтому у стиля есть еще одно имя: "Нижнесаксонский" (Lower Saxon pattern). Вот перечень городов и производителей (неполный!):
1. Buchholz -Schmidt, возможно, первый издатель;
2. Berlin - C.J.Perrin, 1770-е;
3. Lueneburg - J.F.Crato, 1780-e-1820;
4. Hannover - Goertz (напомню, что Ганновер был столицей одноименного королевства в 1815-1866 до аннексии Пруссией);
5. Braunschweig - J.H.Knust (1780), Grassau, Vieweg (1860);
6. Hildesheim - Friderich;
7. Rochlitz - Maedler;
8. Hanau - Jassoy, до 1865;
9. Halle - Ludwig&Schmidt, с 1865;
10. Goslar - Lauenstein в 1819-1841, Lattmann c 1841, именно его офицеров (последнего издания) вы и видели (между прочим, тогда это уже была территория Пруссии);
11. В музее Лейнфельда экспонируются четыре колоды неизвестных производителей, а во второй половине XIX века в Вене печатал Йозеф Гланц.    
                    Фоски
Использовались два типа тем (как правило, в одной колоде был лишь один тип): купидоны и херувимы в разнообразных позах и простые фоски с игроцкими афоризмами (как на пиковой восьмерке из Брауншвейга) или богемскими сюжетами (как на червовой девятке из той же колоды) - интересно, кто у кого их позаимствовал, ведь стили появились практически в одно время.
Изначально колода содержала 36 листов, но с 1820 печатались только 32.

                     Тузы
Тузы, как и фоски, продолжали тему купидонов и херувимов (первый ряд из той же колоды Латмана 1890-го года) или так же пересекались с богемскими (пиковый и трефовый - хильдешеймские, червовый - Кнуста,   трефовый - из Ханау). Тузы Виевега, например, вообще совпадают с богемскими (лишь лев боком).

Несколько особняком стоят тузы Перрина (Берлин) в одной из первых колод 1770-х годов, видимо, эти тузы не были восприняты почтеннейшей публикой:

                        Короли
Короли, как и офицеры, вполне соответствуют моде XVIII века и сильно отличаются от традиционных германских стилей.

Собственно, на этом и можно было закончить, как это и делают исследователи. Но не всё так просто и определенно в этом стиле.
Похоже, нельзя позиционировать появление стиля концом XVIII века. Посмотрите на этих бубновых унтеров:

Первый - унтерша из Ульма 1560-го года, а второй - лейпцигский 1725-го года. На лицо явная преемственность традиций. Лейпцигский уже и не отличается от канонического, лишь шляпа еще не треугольная.
И нокаутирующий удар  нашим рассуждениям наносит мюнхенская колода Гёбла 1750-го года:

Интересная колода: во-первых, существует практически точная копия этой колоды 1785 года, но лейпцигская (WWPCM00542);  во-вторых, тузы и фоски удивительно совпадают с изданием Латмана (спустя 140 лет!); и в третьих, наблюдаются явные заимствования из более поздних стилей. Хоть офицеры уже в треуголках, но червовый унтер (единственный без треуголки) - копия червового обера венгерского стиля (1870-го года), оттуда же и ногайка бубнового унтера, и стиль одеяния бубнового обера, а пиковый унтер отобрал ружье у прусского червового обера. Удивительная эклектика и поразительные совпадения (представляется странным, что эту малоизвестную колоду растащили на цитаты множество производителей)!
Может, колода была издана во второй половине XIX века (семейство Гёбла издавало карты до 1864 года)? Нет! Гёбл приехал в Мюнхен из Богемии  в 1748 году и до 1755 ошибочно печатал на трефовом тузе Minchen (как на этой колоде) и Munich позднее. К тому же, его сын ставил уже свои инициалы.
Может, всё же, Гёбл познакомился с прообразом стиля, живя по соседству с Саксонией, и, сохранив основные идеи, печатал эту колоду с названием "Ганноверские карты"? Но почему тогда и тузы не сразу стали каноническими (вспомните Перрина)? Почему так много совпадений именно с венгерским стилем (спустя 120 лет) и с изданием Латмана (спустя 140 лет)? И еще одна особенность: рамка. Рамки на картах германского стиля стали появляться где-то с 1810 года (ранее я видел лишь одну совсем примитивную рамку на колоде Кнуста 1780-х годов - посмотрите на червового туза). На картах Гёбла уже сложная рамка, причем, нет ни одной рамки на других его колодах.
Всё вышеперечисленное позволяет поставить диагноз: Фальсификация!
А как же быть с колодой Ульриха? Так можно подозревать все старые колоды. Действительно, неприятно. Но и среди колод Ульриха нет ни одной с рамкой, кроме этой.  Какая-то дельта-функция: только здесь и сейчас - ни до того, ни после того. Почему бы не эксплуатировать продуктивную идею (ставшую очень популярной спустя полвека)?! Может, это продукция всё того же фальсификатора, маскирующего подделку?
Что ж, воздержимся от окончательного диагноза. Всё равно этот стиль требует большой и кропотливой работы по изучению всех старых колод в Саксонии за несколько веков.

страницу подготовил Александp Сухоpуков